1 виды поисково спасательных работ. Проведение поисково- спасательных и аварийно- спасательных работ

Стоимость вызова поисково-спасательной службы — 5000 рублей.

Время прибытия по Москве — от 20 минут , по Московской области — от 30 минут.

Цена указана за однократный вызов. Все дополнительные услуги оплачиваются отдельно, согласно действующим тарифам.

Поисково-спасательные работы являются самой важной частью аварийных работ, и направлены на обнаружение людей, чьей жизни угрожает опасность, людей, которых надо спасти. В географию поиска и спасательных мероприятий входят и такие труднодоступные области, как воздух и вода. Ввод спасательного отряда в область ЧС является значимым этапом в период проведения аварийных работ. Для осуществления данной части операции следует чётко сформулировать и поставить перед поисково-спасательным формированием задачу, организовать работу и наладить взаимодействие всех тех сил, которые пребывают в зоне ЧС. Благодаря чёткому и быстрому вводу специалистов, работы удаётся завершить в кратчайшие сроки и с наибольшей эффективностью. Участки для спасательных работ должны быть соответствующим образом подготовлены в инженерном и организационном плане. Для этого проводится инженерная разведка, подготовка путей для ввода новых сил, подготовка условий для их содержания, а также обеспечение необходимым оборудованием.

Проведение поисково-спасательных работ

В перечень проводимых работ входит несколько видов:

  • Поисково-спасательные работы по ликвидации чрезвычайной ситуации на автотранспорте. Данному типу отводится печальное первое место среди всех видов работ. Для организации операции в данном случае нужно принимать во внимание множество особых нюансов, а также обладать соответствующим оборудованием и средствами поиска, освещения и навыками оказания мед. помощи.
  • Газоспасательная разновидность работ. Достаточно опасный вид мероприятий, востребованный, когда окружающей среде угрожают токсичные/взрывоопасные/пожароопасные вещества, чья концентрация выше допустимых норм.
  • Химическая разведка в области аварии и помощь людям в обстановке, которая непригодна для дыхания. Борьба с химически опасными веществами, попавшими в атмосферу.
  • Горноспасательная разновидность работ – комплексные мероприятия по спасению в случае открытых работ в горах.
  • Зачистка судовой ёмкости от осадков нефтяных продуктов.

Поисково-спасательное формирование

Для качественного и эффективного проведения спасательных работ потребуется обратиться к команде, которая обладает всем необходимым для решительных действий. А именно: оборудованием и средствами для осуществления всех видов работ, навыками и опытом. Конкретно от квалификации и профессионализма спасателей зависит исход операции, а также человеческие жизни. Поэтому в данном вопросе следует обращаться только к лучшим из лучших. С ЦЭПЧС вы можете быть уверенным в том, что доверите проведение важной операции настоящим профессионалам.

Центр экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях предлагает вашему вниманию услуги профессиональных спасателей. Наши специалисты разрабатывают, организуют и проводят спасательные операции разных типов по территории всей страны. У нас имеются все необходимые для этого инструменты и средства. Мы проводим тщательный отбор сотрудников, поэтому все наши спасатели обладают высоким уровнем подготовки к любой нестандартной ситуации. Они постоянно тренируются для повышения уровня мастерства, а потому всегда способны прийти на помощь и максимально эффективно справиться с поставленной перед ними задачей. Мы готовы взять на себя проведение всех этапов спасательного мероприятия от «А до Я».

Поисково -спасательные работы начинаются с поисковых работ, которые на каком бы горном рельефе не проводились, должны быть осуществлены в кратчайшие сроки. Чем быстрее будут найдены пострадавшие, тем меньше вероятность летального исхода. После сбора необходимых данных установления возможного места пребывания (исчезновения) группы или человека, определения границ района поиска, начинается поиск . Он может осуществляться одновременно несколькими способами:
- с воздуха, если метеоусловия и удаленность района позволяютэтосделать;
- наземными поисковыми группами;
- сбором дополнительных сведений о пропавшей группе от местного населения, органов власти и других организаций, находящихся в районе поиска.

Наиболее эффективным в поисковых операциях является применение вертолетов , что позволяет:
- сократить время, необходимое для обнаружения пропавшей группы или человека;
- уменьшить количество членов поисковых групп;
- за короткое время обследовать большие по площади территории.
Ограничениями для использования вертолетов в поисковых работах являются:
- сложные метеорологические условия;
- порог высоты полета вертолета без и с совершением посадок и взлетов.

При поисковых работах, как правило, применяют два варианта :
- маршрутный поиск, в том числе по запасному варианту;
- неопределенный поиск.

Если маршрут движения пропавшей группы известен, то поиск начинают с конечной точки маршрута, то есть навстречу движению группы. Около каждого предмета, вызывающего внимание, вертолет снижается или совершает кратковременную посадку. Тщательно изучается и проверяется природа явлений, напоминающих сигналы, подаваемые с земли (дым, солнечные зайчики, символические изображения на поверхности земли и т.д.). При полете внимательно просматривается местность по обе стороны от линии маршрута. Наблюдатели, сидящие по левому и правому бортам, должны время от времени меняться местами в связи с большой зрительной нагрузкой. Горные вершины осматриваются с вертолета, снижающегося или поднимающегося по спирали. Осмотр начинают с вершины или с подножия горы.
Для более детального изучения следов пропавшей группы (человека) на маршруте движения возможна высадка нескольких спасателей с борта вертолета. В случае ухудшение метеоусловий члены спасательного отряда должны быть готовы к автономному существованию и иметь при себе необходимый минимум средств жизнеобеспечения.

Если детальное изучение маршрута не дало положительных результатов, то просматриваются все возможные пути отклонения пропавшей группы от маршрута. При этом задействуется максимально возможное количество воздушных судов и наблюдателей для охвата поиском больших территории. Поиски наземными спасательными отрядами проводятся, как правило, одновременно с организацией поисковых работ с воздуха. По различным причинам наземный поиск может начаться гораздо раньше, чем поиск с воздуха.
Если позволяют условия, то спасательные отряды с помощью транспортных средств доставляются в различные точки маршрута и каждый отряд начинает тщательный поиск на заданном его отрезке. Отряду или поисковой группе устанавливают маршрут движения, возможные отклонения от него для просмотра боковых хребтов, долин рек и т.д. Размер района поиска определяется с учетом рельефа местности, сложившихся или ожидаемых метеоусловий, физической и тактической подготовки членов спасательных отрядов, количества дней, отведенных для поиска, и количества груза для автономного существования. Наземные поисковые группы обследуют те участки маршрута или района, где наиболее вероятно, исходя из ранее проведенного анализа, может оказаться пропавшая группа или человек.

11.1.1. Поисковые и аварийно- спасательные работы являются частью поискового и аварийно- спасательного обеспечения полетов и включают:

Организацию вылета (выхода) дежурных поисково- спасательных сил т средств;

Управление поисково- спасательными силами и средствами, организацию их взаимодействия и усиления;

Поиск воздушных судов, потерпевших бедствие;

Тушение пожара на воздушном судне;

    извлечение из воздушного судна пострадавших и оказание им первой медицинской помощи;

    эвакуацию людей с места бедствия, в том числе и в лечебные учреждения.

11.1.2. К поисковым и аварийно-спасательным работам могут привлекаться силы и средства других министерств и ведомств на местах:

    скорая медицинская помощь территориальных органов здравоохранения;

    пожарные и другие подразделения МВД;

    местные органы милиции и КГБ;

    местная водолазная служба и ОСВОД;

Дежурные подразделения морских и речных пароходств;

Личный состав воинских частей и гражданских организаций.

Взаимодействие на местах организуют начальники управлений и руководители предприятий ГА в соответствии с разработанными планами.

11.2. Организация и проведение поисково-спасательных работ

    Организация и проведение поисково-спасательных работ осуществляется в соответствии с Руководством по организации и проведению аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродромов гражданской авиации.

    Поисково-спасательные работы организуются командиром (начальником) предприятия ГА, а при отсутствии - руководителем поисково-спасательных работ и выполняются в случаях:

    получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;

    получения сообщения о бедствии морского судна;

Если в течение 10 мин после расчетного времени воздушное судно не прибыло в пункт назначения, а радиосвязь с ним отсутствует;

    если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;

    если в установленное время экипаж воздушного судна не вышел на связь;

    если по сообщению экипажа или по другим сообщениям известно, что состояние воздушного судна или остаток топлива не гарантируют безопасного окончания полета;

    получения сообщения о предполагаемой посадке космического корабля в районе ответственности;

    если при полете по воздушной трассе (вне трассы) потеряна связь с экипажем воздушного судна и его местонахождение в течение 20 мин установить не удалось;

    указания командира (начальника) предприятия ГА или вышестоящего начальника.

11.2.3. Для проведения поисково-спасательных работ в районе ответственности предприятия ГА организуется дежурство подготовленных к поиску экипажей, поисковых воздушных судов и аварийно-спасательных команд. Выделяемые на дежурство поисково-спасательные воздушные суда должны быть оборудованы поисковой аппаратурой и иметь на борту комплекты спасательного имущества и снаряжения.

Вертолеты, кроме этого, должны быть оборудованы поисковыми фарами и грузоподъемными лебедками, обеспечивающими одновременный подъем спасаемого и спасателя.

При вылете на поиск на борту воздушного судна должна находиться парашютно-десантная группа (группа спасателей) в составе двух-трех человек, в том числе медицинский работник.

Для проведения поисково-спасательных работ, кроме специально выделенных, могут использоваться самолеты и вертолеты, не имеющие поисково-спасательного оборудования - для выполнения визуального поиска и эвакуационных работ, а также резервные, санитарные, патрульные и находящиеся в воздухе воздушные суда, которые могут быть направлены в район поиска.

    Командир воздушного судна, принявший сигнал бедствия от другого воздушного или морского судна внутреннего плавания или обнаруживший судно, терпящее или потерпевшее бедствие, либо находящихся в опасности людей, обязан оказать им помощь постольку, поскольку он может это сделать без опасности для вверенного ему судна, пассажиров и экипажа, отметить на карте место бедствия и сообщить о бедствии органу УВД.

    Для воздушных судов, привлекаемых к поисково-спасательным работам, сроки вылета с момента получения сигнала бедствия не должны превышать: летом - 30 мин, зимой - 45 мин.

    Выделенные на дежурство поисково-спасательные воздушные суда и экипажи разрешается использовать для тренировочных полетов или полетов в производственных целях в районе ответственности данного аэропорта только при условии соблюдения установленных сроков вылета на поиск.

    В аэропортах решением командира предприятия ГА определяются стоянки дежурных воздушных судов и местопребывание их экипажей, обеспечивающие установленную готовность к вылету.

Воздушные суда и экипажи, участвующие в аварийно-спасательных (эвакуационных) работах, пользуются правом внеочередного и безвозмездного обслуживания во всех аэропортах гражданской авиации.

    В аэропортах, где взлет и заход на посадку воздушных судов производятся над морем (крупным водоемом), необходимо иметь водные спасательные станции, на которых должны быть в постоянной готовности 1- 2 спасательных катера, укомплектованных необходимым количеством надувных плавательных средств. В этих же аэропортах должно быть предусмотрено необходимое количество надувных спасательных средств и обеспечена доставка их к месту бедствия на воде поисковыми воздушными судами.

Диспетчер органа УВД, получивший сигнал бедствия или другую информацию о бедствии воздушного судна, обязан немедленно сообщить об этом руководителю полетов (старшему диспетчеру), дать указание всем экипажам ВС, находящимся в предполагаемом районе бедствия, одну из двух УКВ радиостанций включить на прослушивание аварийной частоты 121,5 МГц, объявить тревогу воздушным и наземным поисково-спасательным расчетам, определить местонахождение воздушного судна, терпящего бедствие, находящимися в его распоряжении средствами и оказать экипажу воздушного судна помощь в соответствии со сложившейся обстановкой.

11.2.10. Для выполнения поисково-спасательных полетов назначаются экипажи воздушных судов, прошедшие специальную наземную и летную подготовку и имеющие допуск к этим полетам.

Специальная подготовка экипажей производится в соответствии с программами МГА.

11.2.11. В ходе выполнения полетов на поиск экипажи воздушных судов обязаны:

    выполнять поисковый полет в установленном районе;

    иметь по возможности непрерывную связь с соответствующими органами УВД и другими поисковыми экипажами;

    соблюдать установленные правила безопасности полетов;

    использовать, сообразуясь с конкретной обстановкой, различные методы поиска и бортовые РТС.

    При обнаружении воздушного судна, терпящего (потерпевшего) бедствие, командир поискового воздушного судна обязан определить и отметить на карте его местонахождение, установить с ним связь, уточнить состояние здоровья экипажа, пассажиров, выяснить, какая необходима помощь, возможна ли посадка в районе бедствия воздушного судна, и доложить эти данные органу УВД.

    Наведение корабля (катера) в район терпящих бедствие осуществляется экипажем поискового воздушного судна по радио, а при отсутствии радиосвязи - посредством установленных сигналов или периодических полетов над кораблем (катером) в направлении потерпевших бедствие.

    В тех случаях, когда принятые для поиска воздушного судна меры не дали результата, решение о прекращении поиска принимается руководителем министерства, государственного комитета или ведомства, в ведении которого находится судно, а в отношении судна, находящегося в собственности кооперативной или иной общественной организации,- руководителем этой организации.

Решение о прекращении поиска в пределах СССР иностранного воздушного судна принимается МГА.

11.2.15. Воздушное судно, поиск которого официально прекращен, если не установлено местонахождение судна или его обломков, считается пропавшим без вести.

Поисково-спасательные работыэто жизненно необходимые мероприятия в различных чрезвычайных ситуациях, ликвидация которых требует специальной подготовки, профессиональных навыков и снаряжения от ее участников.

Когда требуется помощь поисково-спасательных отрядов?

Наиболее частые ситуации, когда требуется экстренная организация поисковой работы и аварийно-спасательные мероприятия:

  • Взрывы
  • Обвалы
  • Пожары
  • Обрушения зданий
  • Ураганы, бури, смерчи
  • Наводнения
  • Землетрясения
  • Оползни, лавины
  • Химические и радиационные выбросы

Требования к организации поисково-спасательных работ

Главнейшими аспектами организации поисковых работ, от которых будет зависеть успех всей операции, являются четкая работа руководителя ГО места происшествия, профессионализма спасательно-поискового формирования, слаженность действий и уровень подготовки его участников, скорость реагирования управленческих органов и комиссии по ЧС. Порядок, виды, объемы, методыработы поисковых отрядов зависят от условий, сложившейся обстановки в месте ЧП, характера имеющихся повреждений, радиуса действия и ряда других факторов, которые обязательно учитываются при организации поисковой работы.

Организация поисковой работы включает в себя ликвидацию последствий ЧП, действия связанные с которой зависят от вида происшествия, поиск пропавших людей, эвакуацию, оказание экстренной помощи потерпевшим. При этом работа поисковых отрядов должна базироваться на установленных в законодательном порядке приоритетных принципах ведения операции. Главнейшее требование к формированиям, которые могут проводить поисково-спасательные работы – готовность оперативно среагировать на ЧП, чтоб немедленно приступить к ликвидации. В процессе работы от спасателей понадобится умение определять степень преимущества задач, нацеленных на спасение человеческой жизни, здравая оценка рисков и безопасности, оправданность шагов во время работы и подчинение руководителю группы. Вмешиваться в решения командующего работой поисковых отрядов не имеет права никто, пока он не отстранен от обязанностей. Их должны соблюдать не только участники формирований, которые занимаются спасением, но и граждане, оказавшиеся в условиях опасности.

Организация поисковой работы и спасательных операций

Общий алгоритм поисковой работы выглядит примерно так:

Основные организационные действия поисково-спасательных работ включают:

  1. Оповещение местных властей, населения или рабочих, если ЧП на предприятии
  2. Разведку обстановки на месте ЧС
  3. Оценку ситуации и принятие решения о дальнейших действиях
  4. Назначение руководителей и формирование групп спасателей на участках
  5. Организацию этапов, порядка, способов работы, взаимодействия групп
  6. Определение самых опасных зон
  7. Локализацию зоны поиска людей
  8. Обеспечение проезда или подхода к месту аварии
  9. Подготовку площадок для механизированных средств и установок
  10. Ограничение доступа посторонних лиц к опасной территории
  11. Обеспечение медицинской помощи и транспортировки пострадавших
  12. Обеспечение внутренней связи и способов передачи информации за пределы места происшествия

Специфическая особенность поисково-спасательных работ заключается в сжатости сроков, экстренности реагирования и слаженности ведения, так как от этого зависят жизни людей, а в некоторых случаях, например, при пожарах, химических выбросах, взрывах, разрушениях, потопах, еще имеет место предотвращение распространения бедствия и больших потерь, связанных с ним. Также в случае повреждения коммунально-энергетических соединений предстоит максимально быстро возобновить их дееспособность.