Информационная культура и безопасность педагога педсовет. Информационная культура учащихся

Разделы: Администрирование школы

Очень важным в работе администрации образовательного учреждения является контроль за выполнением административных решений. Любой контроль не является самоцелью и не должен заканчиваться простой констатацией факта: дети не владеют знаниями, педагог не использует соответствующие методические приёмы и т.д. Неотъемлемая составная часть контроля – педагогический анализ, содержанием которого является определение причин успехов или неудач в реализации поставленных задач, а, выявив причины, уже можно определить пути исправления недостатков или способы распространения интересных педагогических находок. Представляем вариант справки, составленной по результатам контроля за выполнением решения педагогического совета.

Справка

О реализации решения педсовета №3 от 13.01.2010 “Формирование информационной культуры школьника”

Цель: проверить уровень реализации решений данного педсовета.

По результатам работы педсовета №3 от 13.01.2010 года был сформулирован следующий план работы:

  • Разработать рекомендации для педагогов по формированию информационной культуры школьника.
  • Провести серию обучающих семинаров для учителей.
  • Рекомендовать МО провести анализ работы учителей по использованию в учебно-воспитательном процессе ИКТ
  • Рекомендовать МО проводить открытые уроки с применением медиа-продуктов, создать банк методических разработок учителей, использующих ИКТ
  • Обобщить и распространить опыт педагогов по использованию ИКТ в Интернете.

В результате анализа работы школы по данному направлению можно сделать следующие выводы:

  1. Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся происходит в первую очередь через преподавание информатики и ИКТ как отдельного учебного предмета. На ступени начального общего образования и основного общего образования как отдельный предмет “Информатика и ИКТ” в 3–8-х классах (по 1 часу). На ступени среднего полного общего образования предмет “Информатика и ИКТ” 9–11-е кл. по 2 часа в неделю с целью подготовки к ЕГЭ.
  2. Для 10-11-х классов: проведение социальных учебных практик “Создание школьного сайта”, “Создание электронных учебных материалов”, а также через учебно-исследовательскую деятельность по различным предметам, через интегрированное освоение информационных технологий и информационной культуры в различных учебных предметах.
  3. Уровень состояния материально-технической базы

МОУ “Чекрушанская СОШ” (по состоянию на 20.11.2010)

Наименование ресурса

Количество единиц

Компьютерный класс
Медиатека
Сервер
Мультимедийный проектор
Экран
Видеокамера
Учебные кабинеты, оборудованные медиатехникой
Библиотека и администрация (ПК)
Локальная сеть
Выход в Интернет 128 Kbit/s:
    • Модем ADSL
    • оптоволокно
Другое:
    • сканер
    • МФУ (принтер + сканер + копир)
    • принтер (лазерный)
    • Принтер цветной струйный
Медиалекторий
Цифровой фотоаппарат
Графический планшет
Web-камеры
Малая типография (лазерная, цветная)
Интерактивные доски прямой проекции
LCD панель
  1. Обеспечение доступа учащимися и педагогами к компьютерной технике для освоения информационных технологий.
  2. Компьютерный класс имеет 5 ученических места и одно место учителя, принтеры – 2 шт, сканер. Все ПК имеют доступ в Интернет: подключение, максимальная скорость 128 Кбит/с. В компьютерном классе создана локальная сеть. На один компьютер приходится 26 учеников. Все учителя и учащиеся имеют доступ к компьютерной технике согласно графику работы кабинета.

  3. Использование программного обеспечения.
  4. На все компьютеры установлено лицензионное программное обеспечение из состава Первая помощь-1 и 2.

    В целях компьютерной безопасности в школе установлено антивирусное программное обеспечение (Касперский), отработана система регулярного их обновления, что позволило существенно снизить количество вирусных атак в образовательной сети.

    В рамках реализации мероприятий по исключению доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания учащихся разработана необходимая нормативная база по усилению контроля за соблюдением законодательства и нормативных актов по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет.

    На все компьютеры, имеющие доступ к сети Интернет установлен Контент-фильтр.

  5. На уроках учителя используют следующие и технологии:
  1. Технология оформления видеофрагментов или видеолекций;
  2. Технология создания анимационного обучающего фрагмента;
  3. Технология создания анимационного фрагмента для моделирования и практических работ учащихся;
  4. Технология программированного опроса и самоконтроля обучающегося (тесты)
  5. Презентации.

С переходом на концентрическую систему обучения в программе по некоторым предметам появились лабораторные работы, которые не всегда возможно провести в условиях школьной лаборатории.

Поэтому учителя проводят интерактивные лабораторные работы по биологии и химии. Главной задачей этого проекта является – обеспечение выполнения практической части в полном объеме учебной программы. Эти интерактивные работы, лабораторные практикумы и опыты в дальнейшем могут использоваться, как на уроке, так и при самостоятельной работе учениками в домашних условиях. Хочу отметить, что интерактивные лабораторные работы и практикумы построены на основе методики эффективного применения новых педагогических инструментов, таких как:

  • интерактив - то есть взаимодействие с компьютером и управление информацией;
  • моделинг - моделирование ситуаций, объектов, процессов и явлений, а также естественной окружающей среды, которую можно изучать.
  • мультимедиа - аудиовизуальное представление внешнего мира (фото, видео, графика, анимация, звук);
  • Появление компьютерных программ привело к тому, что часть учителей отказалась от активной деятельности на уроках. Однако очень скоро выяснилось, что такая замена не всегда желательна, компьютер можно использовать на уроке только как информационный инструмент. Как показали наблюдения – использование мультимедийных дисков оправданно, если:

    1. в них предложен оригинальный и ценный в методическом отношении материал;

    предложена информация, которая недоступна в условиях школы.

    1. Типы уроков наиболее часто используемые учителями:
  • интерактивный урок;
  • смешанный режим – электронный информационный ресурс и непосредственное общение учитель – ученик(и);
  • дополнение к существующим учебным курсам и предметам.
  • В школе на уроках используется семь вариантов использования информационного ресурса.

    Сочетание информационного ресурса с другими средствами обучения

    Решаемые задачи

    На уроке традиционная информационная среда – дома электронное пособие
    На первом уроке традиционная информационная среда, на следующем уроке мультимедийный учебник или пособие Проверка знаний учащихся.

    Повторение и обобщение знаний.

    На уроке традиционная информационная среда и электронный учебник или пособие Сообщение учащимся новых знаний, основанных на примерах из биологии, географии, экологии, химии, истории, литературы и др..

    Сравнение информации, представленной в разных формах

    На уроке электронный учебник – дома традиционная информационная среда Восстановление в памяти увиденного на уроке.

    Развитие умения выделять главное в визуальной информации.

    Электронный учебник во время лабораторного опыта или практической работы Самоконтроль при выполнении физического эксперимента.
    Электронный учебник или пособие и физический опыт Сообщение учащимся новых знаний о способах деятельности.

    Проверка знаний правил техники безопасности

    Только электронный учебник или пособие (при участии учителя) Развитие умения выделять главное в визуальной информации

    При организации учебной деятельности с применением информационных технологий учителя учитывают санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96), которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не превышает:

    • для учащихся 1-го класса – 10 минут,
    • для учащихся 2–5-х классов – 15 минут,
    • для учащихся 6–7-х классов – 20 минут,
    • для учащихся 8–9-х классов – 25 минут,
    • для учащихся 10–11-х классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут.
    1. Использование средств ИКТ во внеурочной деятельности
    олимпиады ТКП конкурсы Размещение работ на сайтах
    Онлайн-чемпионат по английскому языку – 2 ученика Сетевой учебно-творческий проект “Мамино воскресенье”-7 обучающихся 3-го класса Всероссийский конкурс “Интел-обучение для будующего” “1 ученик+1 компьютер” – 2 участника (Захарова Е.И.,

    Поляничкина О.В.)

    Всероссийский конкурс творческих разработок сайта “Большая перемена”, посвященных году учителя, видеоролик “Последний звонок” – Нестерова М.А.

    Областная

    интернет-олимпиада

    “По страницам истории” – 2 ученика

    Телекоммуникационный проект “Добро пожаловать в русскую школу” – 8 обучающихся 6-8-х кл. участие в телекоммуникационном проекте для учителей английского языка Omelta – Захарова Е.И. Поляничкина О.В.- национальный конкурс видеопроектов “Новое пространство России”, видеоролик “Экспедиция по исчезнувшим деревням”

    Олимпиада “ИнтеллекТ. Поверь в свои силы-2010”
    по английскому языку – 3 ученика

    Сетевой интеллектуально-творческий проект “Край ты наш сибирский, край ты наш родной!” Конкурс презентаций, посвященный памяти политических репрессий – Мадеев Вадим 9-й кл. Иванова С.В. – публикация разработки педсовета “Формиррование информационной культуры школьника” на сайте http://www.zavuch.info/
    Ломоносовская олимпиада по английскому языку-3 телекоммуникационном проекте “Волшебный наперсток” (подарок любимому учителю – 7 учеников.
    1. Результаты диагностики обучающихся. (Приложение 1)

    Благодаря использованию информационных технологий мы получили:

    1. Яркость и наглядность представления учебных материалов.
    2. Интерактивное взаимодействие информационной среды с каждым из обучаемых.
    3. Образное изложение материала пригодное для учебной и внеклассной работы.
    1. В целом результаты работы в 2009-2010 учебном году в данном направлении можно считать удовлетворительными.
    2. Для всех учителей и учеников доступны в соответствии с их потребностями компьютеры и основные сервисы: печать, сканирование, запись на CD-R и т.д.
    3. Общая ИКТ-грамотность сотрудников составляет 86 %
    4. ИКТ используется на предметных уроках учителями истории (Мадеева Т.Ю.), биологии (Сотникова А.В.), английского языка (Захарова Е.И.), начальных классов (Дубкова М.А.), русского языка (Юшкевич Т.А.) регулярно.
    5. Срез знаний по информатике в переводных классах (4, 9, 11) показал хорошие результаты: качество выполнения-72%, 100% выполнение.
    6. Разработаны рекомендации для педагогов по формированию информационной культуры школьника.
    7. Проведены обучающие семинары для учителей по темам “Использование программы ХL в работе учителя”, “Составление презентации в Microsoft Office Power Point”.
    8. Открытые уроки проводились с применением медиа-продуктов (в основном презентаций, видеофильмов, электронных учебников). Методические разработки учителей, использующих ИКТ, представлены
    9. Обобщение и распространение опыта педагогов по использованию ИКТ в Интернете представлено в таблице.
    10. Активизировать исследовательскую деятельность школьников для совершенствования приемов работы с научной информацией.

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    1. В 2010-2011 учебном году продолжить работу по повышению уровня ИТ – компетенции учащихся.
    2. Усилить работу по целенаправленной подготовке учащихся к г предметной олимпиаде по информатике.
    3. Разработать план работы по использованию ИТ -технологий на различных предметах, создать единую базу методических наработок педагогов и учащихся школы по различным предметам (обществознание, английский язык, информатика, математика, литература).
    4. Закончить создание сайта школы.

    Заместитель директора по УВР С.В. Иванова

    Выступление на педсовете.

    Формирование информационной культуры и медиакомпетентности всех участников образовательного процесса
    Демченкова М.В.
    Слайд 1.
    Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет, наложили определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на весь процесс обучения и воспитания в школе. Поэтому вопрос о формировании медиакомпетентности всех участников образовательного процесса особенно актуален. Что же такое информационная культура и медиакомпетенотность?
    Слайд 2,3
    Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
    Использование новых информационных технологий в школе дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
    Слайд 4
    – Повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
    – Осуществляется дифференцированный подход;
    – Каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
    – За один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;
    – Облегчается процесс контроля и оценки знаний;
    – Развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
    Традиционный урок как основная организационная форма обучения оказался адекватной формой и в условиях изменения целей и ценностей образования, и в условиях технологической революции в области средств обучения, когда с бумажным учебником стали конкурировать электронные дидактические средства обучения (мультимедийные учебники, интерактивные обучающие тренажеры, электронные энциклопедии и медиатеки). Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и др.
    В настоящее время развиваются следующие направления информационных технологий:
    – Универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и др.).
    – Компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники.
    – Мультимедийные программные продукты.
    – Компьютерные средства телекоммуникаций.
    Эти направления можно реализовать в школе: Слайд 5-14
    Где Для чего Что Как
    На уроке контроля знаний, повторения и закрепления.
    На этапах первоначального контроля.
    Для автоматизации процесса обучения и экономии времени для обработки данных Контролирующие и тестирующие программы Компьютерный класс, соответствующее программное обеспечение
    На уроке объяснения нового материала.
    Для объяснения материала Обучающие программы.
    Показ опытов, моделей, лекций. Компьютерный класс.
    На внеклассных мероприятиях.
    Для демонстрации материала.
    Для развития творческих способностей учащихся.
    Мультимедийные средства.
    Компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр. Компьютерный класс.
    Один компьютер и видеопроектор
    Выступления на родительских собраниях
    Просветительская деятельность.
    Знакомство с результатами работы школы.
    Мультимедийные презентации лекций, отчетов о деятельности школы Один компьютер и видеопроектор
    Пропаганда здорового образа жизни Просветительская деятельность, обобщение опыта
    Информационные проекты, презентации уроков, внеклассных мероприятий; мультимедийный учебник
    Один компьютер и видеопроектор
    Компьютерная графика
    Авторское графическое оформление сайта, школьной газеты плакатов, буклетов
    Готовые программные средства Компьютерный класс.

    Самообразование педагогов
    Оформление классной документации, отчетов; обмен опытом; знакомство с периодикой, наработками других педагогов
    Интернет ресурсы.
    Электронная база мониторинга. Компьютер с выходом в Интернет

    Последовательная методически грамотная работа по созданию условий для внедрения в образовательное учреждение информационно-коммуникативных технологий приведет к тому, что в школе будет создана информационно-коммуникативная обеспеченность учебного процесса, что позволяет ожидать:
    Слайд 15
    – Создание положительной внешней и внутренней мотивации у всех участников образовательного процесса.
    – Повышение образовательного уровня педагога.
    – Повышение культуры учебного и педагогического труда.
    – Повышение информационной плотности и эмоциональности урока, интенсификация процесса обучения в целом.
    – Эффективность обработки информации на уроке.
    – Повышение качества образовательного процесса.
    – Воспитание, развитие и социализация личности учащихся.

    Школьника"

    Очень важным в работе администрации образовательного учреждения является контроль за выполнением административных решений. Любой контроль не является самоцелью и не должен заканчиваться простой констатацией факта: дети не владеют знаниями, педагог не использует соответствующие методические приёмы и т. д. Неотъемлемая составная часть контроля – педагогический анализ, содержанием которого является определение причин успехов или неудач в реализации поставленных задач, а, выявив причины, уже можно определить пути исправления недостатков или способы распространения интересных педагогических находок. Представляем вариант справки, составленной по результатам контроля за выполнением решения педагогического совета.

    Справка

    О реализации решения педсовета №3 от 01.01.2001 “Формирование информационной культуры школьника”

    Цель: проверить уровень реализации решений данного педсовета.

    По результатам работы педсовета №3 от 01.01.2001 года был сформулирован следующий план работы:

      Разработать рекомендации для педагогов по формированию информационной культуры школьника. Провести серию обучающих семинаров для учителей. Рекомендовать МО провести анализ работы учителей по использованию в учебно-воспитательном процессе ИКТ Рекомендовать МО проводить открытые уроки с применением медиа-продуктов, создать банк методических разработок учителей, использующих ИКТ Обобщить и распространить опыт педагогов по использованию ИКТ в Интернете. Активизировать исследовательскую деятельность школьников для совершенствования приемов работы с научной информацией.

    В результате анализа работы школы по данному направлению можно сделать следующие выводы:

    Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся происходит в первую очередь через преподавание информатики и ИКТ как отдельного учебного предмета. На ступени начального общего образования и основного общего образования как отдельный предмет “Информатика и ИКТ” в 3–8-х классах (по 1 часу). На ступени среднего полного общего образования предмет “Информатика и ИКТ” 9–11-е кл. по 2 часа в неделю с целью подготовки к ЕГЭ. Для 10-11-х классов: проведение социальных учебных практик “Создание школьного сайта”, “Создание электронных учебных материалов”, а также через учебно-исследовательскую деятельность по различным предметам, через интегрированное освоение информационных технологий и информационной культуры в различных учебных предметах. Уровень состояния материально-технической базы

    МОУ “Чекрушанская СОШ” (по состоянию на 20.11.2010)

    № п/п

    Наименование ресурса

    Количество единиц

    Компьютерный класс

    Медиатека

    Мультимедийный проектор

    Видеокамера

    Учебные кабинеты, оборудованные медиатехникой

    Библиотека и администрация (ПК)

    Локальная сеть

    Выход в Интернет 128 Kbit/s:

        Модем ADSL
        оптоволокно
        сканер
        МФУ (принтер + сканер + копир)
        принтер (лазерный)
        Принтер цветной струйный

    Медиалекторий

    Цифровой фотоаппарат

    Графический планшет

    Web-камеры

    Малая типография (лазерная, цветная)

    Интерактивные доски прямой проекции

    LCD панель

    Обеспечение доступа учащимися и педагогами к компьютерной технике для освоения информационных технологий.

    Компьютерный класс имеет 5 ученических места и одно место учителя, принтеры – 2 шт, сканер. Все ПК имеют доступ в Интернет: подключение, максимальная скорость 128 Кбит/с. В компьютерном классе создана локальная сеть. На один компьютер приходится 26 учеников. Все учителя и учащиеся имеют доступ к компьютерной технике согласно графику работы кабинета.

    Использование программного обеспечения .

    На все компьютеры установлено лицензионное программное обеспечение из состава Первая помощь-1 и 2.

    В целях компьютерной безопасности в школе установлено антивирусное программное обеспечение (Касперский), отработана система регулярного их обновления, что позволило существенно снизить количество вирусных атак в образовательной сети.

    В рамках реализации мероприятий по исключению доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания учащихся разработана необходимая нормативная база по усилению контроля за соблюдением законодательства и нормативных актов по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет.

    На все компьютеры, имеющие доступ к сети Интернет установлен Контент-фильтр.

    На уроках учителя используют следующие и технологии: Технология оформления видеофрагментов или видеолекций; Технология создания анимационного обучающего фрагмента; Технология создания анимационного фрагмента для моделирования и практических работ учащихся; Технология программированного опроса и самоконтроля обучающегося (тесты) Презентации.

    С переходом на концентрическую систему обучения в программе по некоторым предметам появились лабораторные работы , которые не всегда возможно провести в условиях школьной лаборатории.

    Поэтому учителя проводят интерактивные лабораторные работы по биологии и химии. Главной задачей этого проекта является – обеспечение выполнения практической части в полном объеме учебной программы . Эти интерактивные работы, лабораторные практикумы и опыты в дальнейшем могут использоваться, как на уроке, так и при самостоятельной работе учениками в домашних условиях. Хочу отметить, что интерактивные лабораторные работы и практикумы построены на основе методики эффективного применения новых педагогических инструментов, таких как:

      интерактив - то есть взаимодействие с компьютером и управление информацией; моделинг - моделирование ситуаций, объектов, процессов и явлений, а также естественной окружающей среды, которую можно изучать. мультимедиа - аудиовизуальное представление внешнего мира (фото, видео, графика, анимация, звук);

    Появление компьютерных программ привело к тому, что часть учителей отказалась от активной деятельности на уроках . Однако очень скоро выяснилось, что такая замена не всегда желательна, компьютер можно использовать на уроке только как информационный инструмент. Как показали наблюдения – использование мультимедийных дисков оправданно, если:

    В них предложен оригинальный и ценный в методическом отношении материал;

    предложена информация, которая недоступна в условиях школы.

    Типы уроков наиболее часто используемые учителями:
      интерактивный урок; смешанный режим – электронный информационный ресурс и непосредственное общение учитель – ученик(и); дополнение к существующим учебным курсам и предметам.

    В школе на уроках используется семь вариантов использования информационного ресурса.

    Сочетание информационного ресурса с другими средствами обучения

    Решаемые задачи

    На уроке традиционная информационная среда – дома электронное пособие

    На первом уроке традиционная информационная среда, на следующем уроке мультимедийный учебник или пособие

    Проверка знаний учащихся.

    Повторение и обобщение знаний.

    На уроке традиционная информационная среда и электронный учебник или пособие

    Сообщение учащимся новых знаний, основанных на примерах из биологии, географии, экологии, химии, истории, литературы и др..

    Сравнение информации, представленной в разных формах

    На уроке электронный учебник – дома традиционная информационная среда

    Восстановление в памяти увиденного на уроке.

    Развитие умения выделять главное в визуальной информации.

    Электронный учебник во время лабораторного опыта или практической работы

    Самоконтроль при выполнении физического эксперимента.

    Электронный учебник или пособие и физический опыт

    Сообщение учащимся новых знаний о способах деятельности.

    Только электронный учебник или пособие (при участии учителя)

    Развитие умения выделять главное в визуальной информации

    При организации учебной деятельности с применением информационных технологий учителя учитывают санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96), которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не превышает:

      для учащихся 1-го класса – 10 минут, для учащихся 2–5-х классов – 15 минут, для учащихся 6–7-х классов – 20 минут, для учащихся 8–9-х классов – 25 минут, для учащихся 10–11-х классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут.
    Использование средств ИКТ во внеурочной деятельности

    олимпиады

    конкурсы

    Размещение работ на сайтах

    Онлайн-чемпионат по английскому языку – 2 ученика

    Сетевой учебно-творческий проект “Мамино воскресенье”-7 обучающихся 3-го класса

    Всероссийский конкурс “Интел-обучение для будующего” “1 ученик+1 компьютер” – 2 участника (,

    Всероссийский конкурс творческих разработок сайта “Большая перемена”, посвященных году учителя, видеоролик “Последний звонок” –

    Областная

    интернет-олимпиада

    “По страницам истории” – 2 ученика

    Телекоммуникационный проект “Добро пожаловать в русскую школу” – 8 обучающихся 6-8-х кл.

    участие в телекоммуникационном проекте для учителей английского языка Omelta –

    - национальный конкурс видеопроектов “Новое пространство России”, видеоролик “Экспедиция по исчезнувшим деревням”

    Олимпиада “ИнтеллекТ. Поверь в свои силы-2010”
    по английскому языку
    – 3 ученика

    Сетевой интеллектуально-творческий проект “Край ты наш сибирский, край ты наш родной!”

    Конкурс презентаций, посвященный памяти политических репрессий – Мадеев Вадим 9-й кл.

    публикация разработки педсовета “Формиррование информационной культуры школьника” на сайте http://www. zavuch. info/

    Ломоносовская олимпиада по английскому языку-3

    телекоммуникационном проекте “Волшебный наперсток” (подарок любимому учителю – 7 учеников.

    Результаты диагностики обучающихся. (Приложение 1 )

    Благодаря использованию информационных технологий мы получили:

    Яркость и наглядность представления учебных материалов. Интерактивное взаимодействие информационной среды с каждым из обучаемых. Образное изложение материала пригодное для учебной и внеклассной работы .

    В целом результаты работы в учебном году в данном направлении можно считать удовлетворительными. Для всех учителей и учеников доступны в соответствии с их потребностями компьютеры и основные сервисы: печать, сканирование, запись на CD-R и т. д. Общая ИКТ-грамотность сотрудников составляет 86 % ИКТ используется на предметных уроках учителями истории (), биологии (), английского языка (), начальных классов (), русского языка () регулярно. Срез знаний по информатике в переводных классах (4, 9, 11) показал хорошие результаты: качество выполнения-72%, 100% выполнение. Разработаны рекомендации для педагогов по формированию информационной культуры школьника. Проведены обучающие семинары для учителей по темам “Использование программы ХL в работе учителя”, “Составление презентации в Microsoft Office Power Point”. Открытые уроки проводились с применением медиа-продуктов (в основном презентаций, видеофильмов, электронных учебников). Методические разработки учителей, использующих ИКТ, представлены Обобщение и распространение опыта педагогов по использованию ИКТ в Интернете представлено в таблице. Активизировать исследовательскую деятельность школьников для совершенствования приемов работы с научной информацией.

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    В учебном году продолжить работу по повышению уровня ИТ – компетенции учащихся. Усилить работу по целенаправленной подготовке учащихся к г предметной олимпиаде по информатике. Разработать план работы по использованию ИТ - технологий на различных предметах, создать единую базу методических наработок педагогов и учащихся школы по различным предметам (обществознание, английский язык, информатика, математика, литература). Закончить создание сайта школы.

    Заместитель директора по УВР

    Как сделать так, чтобы мир, окружающий человека, стал для него интересным, важным, манящим?

    Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок, школьник захотел потрогать этот мир, открыть его сокровища для себя?

    Как сделать мир информации необходимым для современного школьника?

    Как научить его отбирать и выбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна?

    В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько разной информации одновременно.

    Ежедневно на каждого из нас, взрослых, обрушивается поток информации, обработка которого отнимает у нас все больше времени, и поток этот постоянно возрастает. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям, еще более непросто детям.

    Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И помочь ответить на эти вопросы может именно школа, именно ей под силу разъяснить ребенку непонятое, неизвестное в мире информации. Школа призвана научить ребенка пользоваться информацией так, чтобы она открывала ему мир.

    Маленький человек появляется на свет. Он окружен заботой и вниманием, помощью и поддержкой. Он познает мир с помощью родных и близких, но ему все больше нравится делать это самому. Родителей удивляет, что ребенок все чаще отвергает их помощь и пытается постичь тайны предметов и явлений самостоятельно.

    По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными. Зачастую родителей это раздражает, они отмахиваются от его вопросов, твердят: подрастешь - узнаешь, рано тебе об этом знать, не твоего ума это дело.

    Ребенок подрастает, приходит в школу и ждет, когда же он сможет познать то, что еще не знает. Малыши-первоклассники, затаив дыхание, ждут встреч со своим учителем, который вводит их в мир неизведанной и непонятной им информации, в мир знаний. В этот мир войти помогают и родители, и воспитатели сообща только в том случае, если педагог подходит к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательно-сти системно и ответственно.

    Однако можно наблюдать довольно грустную картину: дети задают вопросы, ждут ответа, а взрослый, который призван по-мочь им найти ответ, отмахивается от них, злится, не считает это для себя важным делом. И постепенно интерес гаснет, дети уже не задают вопросы, только отвечают на них, при этом делают это без огонька, без задора, без радости.

    ➨ Проблема познавательной активности, способы, методы и приемы формирования познания ребенка, его развития и расширения - одна из самых главных проблем педагогики. Однако в последнее время эти вопросы рассматриваются однобоко, исключительно с точки зрения учебной активности школьника, урочной деятельности.

    Случается и так : пятиклассники, которые учились активно в начальной школе, с большим удовольствием и интересом приносят на уроки энциклопедии, словари, пытаясь дать учителю исчерпы-вающий ответ на вопросы, поставленные в учебнике. И хорошо, если педагог не только поощряет инициативу детей, но и направляет ее в нужное русло, обучает поиску информации, предлагает варианты ее поиска. Такой совместный творческий процесс дает свои результаты. Ребята не только ищут информацию, но и учатся отличать главное от второстепенного.

    Когда же педагог не поддерживает учащихся, их интерес будет потерян. Тогда в 7-8 классе, когда учитель попросит найти допол-нительный материал по изучаемой теме, ребята его не услышат.

    Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся часто рассматриваются в педагогической литературе. Этой теме были посвящены многочисленные исследования П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой и других исследователей. В большей степени эти исследования посвящены формированию потребности и интереса к познанию в ходе учебной деятельности. Однако не менее важно заниматься активизацией познавательной деятельно-сти ребенка не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

    ✏ Интересная познавательная деятельность может не только способствовать накоплению знаний, но и развить интерес и желание постоянно узнавать новое, привычку постоянно пополнять запас своих знаний. Хорошо организуемый взрослыми процесс позна-ния способствует тому, что ребенок стремится приобретать знания не только с помощью взрослого, но и самостоятельно.

    Иногда же сталкиваешься с тем, что методы и приемы, которые использует педагог в своей работе, надолго отбивают у ребенка охоту узнавать что-то новое вообще. А ведь ни для кого не секрет, что учебные задания познавательного характера, учитывающие возраст детей, их интересы, увлечения, взаимосвязанная с учебной интересная внеклассная работа способствуют тому, что учащиеся начинают проявлять познавательную активность в самых различных видах деятельности.

    Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школ е, продолжается на всех этапах взросления школьника.

    В младшем школьном возрасте идет процесс впитывания и накопления знаний, период усвоения этих знаний по их преимущественному признаку: чем знания интересней, необычней, образней, тем больше у детей желания и интереса ими обладать.

    На среднем этапе обучения формируется привычка добывать информацию, постоянно ею пользоваться, появляется стойкая потребность владения информацией. Именно на среднем этапе обучения необходимо создать для учащихся такие условия, чтобы максимально развить их информационное поле, способствовать формированию информационной культуры.

    Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.

    Ведущая роль в формировании информационной культуры личности, возложена на образовательные учреждения.

    Только образовательные учреждения в ряду других социальных институтов, в соответствии с существующим законодательством в образовательной сфере, способны оказывать ежедневное влияние на каждого учащегося, обеспечивая систематическую работу по его информационной подготовке.

    В общеобразовательной школе информационную подготовку учащихся призваны осуществлять все учителя в рамках преподаваемых учебных дисциплин.

    На практике, как показывает проведенный анализ, навыки работы с информацией формируются преимущественно в ходе изучения трех учебных дисциплин: русского языка, литературы и информатики, а также в ходе выполнения самостоятельной, научно-исследовательской работы учащихся: подготовки рефератов, докладов, конкурсных работ и т. п.

    Неоспоримыми преимуществами учителя в деле информационной подготовки учащихся является систематический характер воздействия на учащихся, обусловленный регулярностью учебных занятий, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп учащихся, профессиональное владение широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий.

    Вместе с тем, высококвалифицированный учитель-предметник не всегда сам владеет предметной областью, связанной с форми-рованием информационной культуры личности и включающей не только широкий спектр профессиональных информационных знаний и умений, но и убеждений. Это и основанное на четкой системе аргументации убеждение в неотвратимости вступления человечества в информационное общество и общество знаний; и представление о многообразии накопленных человечеством информационных ресурсов; и владение алгоритмами информационного поиска.

    Для всех членов общества сегодня возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности.

    Признаком информационного общества является утверждение культа знаний.

    ✏ Особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.

    Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в ее решении особое место, безусловно, должны занять общеобразовательные учреждения. Лишь фундаментальное образование позволяет человеку отделить зерна от плевел, воспользоваться информацией с толком и превратить ее в знание. Очевидно, что огромную роль приобретает вопрос: что именно мы познаем, что читаем, как выбираем объекты для познания, для чтения из необозримых ин-формационных и документальных массивов. То, что может узнать и прочитать за свою жизнь человек, - ничтожно мало, если бесси-стемно использовать всю ту информацию, что идет сама в руки, или читать все случайно попадающееся на глаза. Но и это малое может стать очень многим, если информация, которую получает школьник, интересна, полезна, затрагивает ум, сердце и душу.


    Информационная культура и безопасность среди подрастающего поколения ЦЕЛЬ ПЕДСОВЕТА: Рассмотреть пути формирования информационной культуры и безопасности подрастающего поколения для эффективного использования возможностей глобальной Сети в обучении и воспитании, защите подростков от интернет-рисков и сохранении здоровья.


    Информационная культура и безопасность среди подрастающего поколения ПЛАН ПЕДСОВЕТА: 1. Работа школы по формированию навыков ЗОЖ в рамках ФГОС. – Воронина Г.В. Формирование ЗОЖ младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС. – Солодовникова М.Б. Организация работы по формированию навыков ЗОЖ и внедрению основ информационной безопасности в младшем звене. – Димитрова Е.В. Организация всеобуча по обучению информационной безопасности для родителей. – Березка Е.Н 2. Информационная безопасность подрастающего поколения. – Кожевникова О.С. Не позволять технологиям управлять собой. – Маркова Т.А. Психологические проблемы использования компьютерных технологий - Володина Н.В.








    В России на сегодняшний день насчитывается около 8-10 млн. пользователей Интернета в возрасте до 14 лет; 25% пятилетних детей используют Интернет; порядка 6,3 млн. детей выходят в Интернет из школы; две трети детей, выходящих в сеть из дома, делают это самостоятельно; родительский контроль над пользованием ребёнком Интернетом сохраняется до 11 лет. По данным Госкомстата России, ВЦИОМ, ФОМ, опросов Рамблера, Рамблера Топ100






    В число интернет-угроз, подстерегающих юных пользователей, входят: доступ к нежелательному содержимому; сообщение конфиденциальной информации собеседникам в сети; контакты с незнакомыми людьми посредством чатов, интернет-пейджеров, электронной почты и т.д. назначение личных встреч; угроза заражения компьютера вредоносным ПО; неконтролируемые покупки в интернет-магазинах и т.д.


    Кибермошенничество. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ХИЩЕНИЯ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ? Если вы подозреваете, что ваши личные данные украдены, немедленно принимайте меры: Измените пароли. Поставьте в известность отдел обслуживания клиентов соответствующих организаций. Поставьте в известность свой банк или финансовую организацию, если необходимо, то закройте или временно заблокируйте ваши счета. Запросите отчет о финансовых операциях и проверьте их корректность, о выявленных расхождениях поставьте в известность вашу финансовую организацию. Записывайте и сохраняйте абсолютно все. После выполнения всех действий всегда делайте копии документов.




    Нормативные документы, обеспечивающие информационную безопасность в школе Регламент работы в сети Интернет. Регламент работы с электронной почтой. Регламент работы по запуску и обновлению антивирусного программного обеспечения. Положение о локальное вычислительной сети. Инструкция для сотрудников школы о порядке действия при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет. Должностная инструкция ответственного за использование ресурсов Интернет. Должностная инструкция, ответственного за внедрение системы контентной фильтрация. Положение о школьной команде по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете. Классификаторы информации, распространение которой запрещено в соответствие с законодательством Российской Федерации.


    Варианты обеспечения безопасности учителем-предметником: политика приемлемого использования Сети; использование закрытых сред обучения, например, где могут оставлять свои комментарии только те, кто получил соответствующий доступ от учителя, ведущего блог; постановка конкретной учебной задачи: что хочу найти? где? как использую? формирование навыков критического мышления; список проверенных учителем ресурсов, с которых предлагается использовать информацию; фильтры и контроль системного администратора; вовлечение родителей в школьную жизнь; безопасность школьных вебсайтов.